Введение
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!
(В.А. Сухомлинский)
Конструирование (от латинского construere — строю, создаю) — творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира (второй природы) и формированием человеческой культуры. Сущность конструирования заключается в намеренном объединении различных элементов или в преобразовании материалов на основе проектов (схем, чертежей, расчетов, моделей) с целью получения различного рода целостностей — предметов, инструментов, сооружений.
Конструирование — это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера... Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в целое одним из способов, выработанных культурой.
Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый человек получил многогранный опыт освоения культуры и культуротворчества в конструктивной деятельности. Широкие возможности для решения этой фундаментальной задачи открываются уже на первом уровне образования — в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок тонко чувствует свою «родственность» окружающему миру (Л.С. Выготский), гармонично «слит с природой» (А.В. Бакушинский), открыт для осмысленного принятия «правил отношений с миром» (Б.Т. Лихачев), активно и доверчиво ищет свое место в нем (В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков), самозабвенно конструирует «свои миры» (А.Г. Асмолов) и самого себя (М. Доналдсон).
Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем.
Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями. Это содержание он постигает с восторгом первооткрывателя и даже «сопорождает»: находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных сооружениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения.
Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» (далее — Программа) создана в ответ на запрос современного социума — семьи и государства — к воспитанию одухотворенного человека-созидателя, готового к встрече с быстро меняющимся многополярным миром и стремительно обновляющейся культурой, способного к самоактуализации и саморазвитию на всех этапах своей жизни, умеющего работать в команде и отвечающего за свои поступки.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013). Согласована с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). Учитывает основные положения Конвенции ООН о правах ребенка и ключевые идеи стратегии образования для устойчивого развития:
- формирование у ребенка новой системы ценностей, современного взгляда на окружающий мир как среду обитания человека;
- опора на собственный опыт детей — бытовой, культурный, художественный, социальный, нравственный и др.;
- развитие детской инициативы, активности, самостоятельности, познавательной мотивации на основе индивидуальных интересов;
- формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
- интегрированное содержание образовательной работы;
- партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
- соблюдение прав ребенка, в т.ч. права на игру, на здоровую, безопасную и комфортную окружающую среду;
- доступность качественного образования;
- активное вовлечение ребенка в социум.
Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; поддержку разнообразия детства; уважение личности каждого ребенка с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей. Предусматривает реализацию принципа непрерывности образования на всех его уровнях, обеспечивает преемственность программ (целей, задач, содержания) дошкольного и начального общего образования.
Методологическую и теоретическую основу программы «Умные пальчики» составляют культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к организации образовательного процесса. Научная концепция выстроена автором на основе результатов фундаментальных исследований — классических (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, М. Монтессори, Ф. Фребель) и современных (А.Н. Давидчук, В.Т. Кудрявцев, З.Н. Лиштван, Л.А. Парамонова, В.Г. Нечаева, Н.Н. Поддьяков и др.), свидетельствующих о том, что конструирование играет важнейшую роль в становлении полноценной личности ребенка, в поддержке и развитии его интеллектуальных и творческих способностей, в формировании системы интересов, потребностей, установок и мотивов поведения «растущего человека» (Д.И. Фельдштейн). Программа имеет четкую структуру и включает три раздела: Целевой, Содержательный, Организационный.
I. Целевой раздел содержит:
1) Теоретические и концептуальные основы Программы; 2) Целевые ориентиры и образовательные задачи; 3) Модель развития взаимоотношений педагога и детей; 4) Возрастные характеристики развития детей, значимые для проектирования задач и содержания конструирования в ДОО; 5) Планируемые результаты освоения Программы.
«Умные пальчики: конструирование в детском саду» — это программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития творческой личности ребенка дошкольного возраста в конструктивной деятельности, интегрирующей содержание разных образовательных областей — «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи образовательных областей «Речевое развитие», «Физическое развитие» также ставятся и успешно реализуются в содержании данной Программы, но не столь системно, как задачи выше названных областей.
Программа предполагает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимоотношений детей и взрослых — педагогов, родителей (или законных представителей) — в разнообразных формах взаимодействия. В целевом разделе показан вектор развития взаимоотношений педагога с детьми в образовательном пространстве и постепенного перерастания содействия в сотворчество на основе системы дидактических принципов.
II. Содержательный раздел описывает 1) Стратегию проектирования образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) по реализации Программы и 2) Целостную систему образовательной работы в форме календарно-тематического планирования. Содержание образовательной деятельности строится в Программе на основе ряда дидактических принципов при ведущей роли принципа культуросообразности, который интерпретируется автором как целесообразность проектирования образовательного процесса по модели развития человеческой культуры.
Программное содержание представляет собой авторский вариант проектирования образовательной деятельности в четырех возрастных группах дошкольной образовательной организации (второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе) по следующим взаимосвязанным направлениям:
— введение детей в мир общечеловеческой культуры, приобщение к традициям и ценностям искусства (народного творчества, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и др.); развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и предметов культуры; становление эстетического отношения к окружающему миру (природному, бытовому, социальному, информационному и др.);
— амплификация познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей; создание оптимальных условий для проявления творческой активности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка; поддержка экспериментирования и культурных практик;
— расширение социокультурного опыта; развитие продуктивного общения и творческого взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми в разных формах сотрудничества и сотворчества; становление целенаправленности и произвольности (саморегуляции) действий, формирование опыта планирования и организации деятельности (в т.ч. предпосылок учебной деятельности).
Содержание образовательной деятельности с детьми раннего возраста (в первой и второй группах раннего возраста, в первой младшей группе) представлено в комплексной образовательной программе «Теремок» (научный руководитель И.А. Лыкова, научные редакторы А.И. Буренина, И.А. Лыкова, О.С. Ушакова).
III. Организационный раздел раскрывает: 1) Основные подходы к организации образовательной деятельности в ДОО; 2) Рекомендации по адаптации Программы к запросу особого ребенка (ОВЗ); 3) Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; 4) Материально-технические условия реализации Программы: примерный перечень материалов и оборудования для создания развивающей предметно-пространственной среды; 5) Список учебно-методических и наглядно-дидактических пособий для реализации Программы.
Развивающая предметнопространственная среда — одно из важнейших условий успешности решения образовательных задач, поставленных Программой. Конкретные рекомендации к ее проектированию в дошкольной образовательной организации разработаны на основе принципов содержательной насыщенности, полифункциональности, трансформируемости, гибкости, безопасности, эстетизации образовательного пространства ДОО.
Учебно-методический комплект, сопровождающий Программу, включает ряд учебных и наглядно-дидактических пособий для каждой возрастной группы дошкольной образовательной организации (см. стр. 7, 22, 23, 29).
Приложения расширяют, конкретизируют, иллюстрируют основные идеи и подходы, описанные в основной части Программы.
Приложение 1. Базовые сооружения в человеческой культуре и их вариативные модели в детском конструировании.
Приложение 2. Примеры образовательных ситуаций (развивающих занятий).
Приложение 3. Примеры демонстрационных карточек.
Приложение 4. Современное оборудование для организации развивающего конструирования и поддержки культурных практик детей в ДОО и семье.
Название программы «Умные пальчики: конструирование в детском саду» раскрывает важнейшую роль художественно-продуктивной деятельности в общем и творческом развитии ребенка дошкольного возраста: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!» (В.А. Сухомлинский).
Логотип Программы представляет собой яблоко, разделенное на семь разноцветных частей, ассоциирующихся с радугой, и вписанное в круг (реальный или воображаемый). Яблоко символизирует стремление ребенка к деятельному познанию окружающего мира и самого себя. Деление яблока на части выражает сущность конструирования — создание осмысленного и гармоничного целого из составных элементов. Радуга означает гармонию создаваемой конструкции, приоритет эмоционально-ценностного отношения в целевых ориентирах, структуре и содержании детской деятельности. Круг передает идею глубинной интеграции познавательного, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей в современном образовательном пространстве.
Где может использоваться Программа? Парциальная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» может использоваться в дошкольных образовательных организациях Российской Федерации, в т.ч. в малокомплектных детских садах и группах кратковременного пребывания детей, в семейных и частных детских садах, в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста и в семейном воспитании. Программа может быть адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья и в работе с одаренными детьми (основные рекомендации приведены в Организационном разделе). Будет полезна при разработке основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, при создании учебных курсов и модульных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Парциальная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду» включена в комплексную образовательную программу дошкольного образования «Мир открытий» (научный руководитель Л.Г. Петерсон, научные редакторы И.А. Лыкова, Л.Г. Петерсон), вошедшую в «Навигатор образовательных программ» Федерального института развития образования.
В составе данной программы прошла успешную апробацию в 32 субъектах Российской Федерации, среди которых: Амурская обл., Архангельская обл., Белгородская обл., Владимирская обл., Вологодская обл., Ивановская обл., Калининградская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Ленинградская обл., Липецкая обл., Магаданская обл., Москва, Московская обл., Мурманская об., Нижегородская обл., Новгородская обл., Оренбургская обл., Орловская обл., Петропавловск-Камчатский, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Ростовская обл., Рязанская обл., Санкт-Петербург, Свердловская обл., Томская обл., Удмуртская обл., ХМАО-Югра, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий АО, Ярославская обл. и др.
Автор выражает благодарность С.А. Аверину, Е.М. Акишиной, А.В. Баринову, А.И. Бартковскому, О.В. Бережновой, Е.В. Бояковой, Т.В. Волосовец, Л.А. Гридневой, Л.В. Грушиной, Т.А. Данилиной, Л.В. Двининой, И.А. Дядюновой, Г.Д. Егорову, Н.П. Ильиной, И.И. Казуниной, Е.И. Касаткиной, В.В. Кожевниковой, В.Т. Кудрявцеву, И.А. Лаврентьевой, С.А. Мефодьевой, С.И. Мусиенко, А.С. Обухову, Г.Н. Пантелееву, Л.В. Пантелеевой, Л.Г. Петерсон, С.Г. Подилько, Л.Г. Савенковой, О.В. Стукаловой, А.Х. Сундуковой, Е.В. Трифоновой, В.А. Шипуновой, за неоценимую помощь в подготовке, апробации, общественном обсуждении и научной экспертизе Программы.
Читать всю программу...