Программа "Мир без опасности"
Аннотация:
Авторская программа, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. Определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга). Раскрывает принципы организации развивающей предметно-пространственной среды. Предлагает варианты адаптации программного содержания к запросу особого ребенка. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуротворчества и нормотворчества). Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями. Автор программы – Лыкова И.А. д.п.н.
Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ», издательский дом «Цветной мир», 2017, 112 стр.
Рецензия ФГАУ «ФИРО» № 32 от 13 февраля 2017 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
- I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные особенности программы
«Мир Без Опасности»
Согласование с ФГОС ДО
Стратегический ориентир на ФГОС НОО
Миссия программы «Мир Без Опасности»
1.2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Цель программы «Мир Без Опасности»
Основные образовательные задачи
1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ДИНАМИКЕ
ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Вторая младшая группа (3–4 года)
Средняя группа (4–5 лет)
Старшая группа (5–6 лет)
Подготовительная к школе группа (6–7 лет)
1.4. ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Возрастные особенности детей четвертого года жизни
Возрастные особенности детей пятого года жизни
Возрастные особенности детей шестого года жизни
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Общие рекомендации в соответствии с ФГОС ДО
Особенности проведения педагогического мониторинга
Педагогическая диагностика — профессиональный инструмент современного педагога
К четырем годам
К пяти годам
К шести годам
К семи годам
1.6. РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПЕРЕХОД ОТ СОДЕЙСТВИЯ К СОТВОРЧЕСТВУ
МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ
- II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ: КОНТЕНТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Дидактические формы приобщения детей к культуре безопасности
Образовательная технология «Ситуация»
Основные психолого-педагогические условия
3.2. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ ПРОГРАММЫ
«МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ» К ЗАПРОСУ ДЕТЕЙ С ОВЗ
3.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
3.4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»
3.5. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ
И НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные документы
Научная и методическая литература
ПРИЛОЖЕНИЯ