Парциальная программа раннего физического развития детей дошкольного возраста
«Парциальная программа раннего физического развития детей дошкольного возраста» предназначена для дошкольных образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию центров раннего физического развития детей.
Реализация проекта осуществляется в рамках исполнения пункта 4 «б» перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № Пр-1919: «обеспечить правовое регулирование статуса и деятельности центров раннего физического развития детей, обратив особое внимание на организацию деятельности таких центров в системах общего образования и дополнительного образования детей».
Аннотация
Программа составлена на основе требований к структуре программ, определяемых ФГОС ДО, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу подготовки детей.
Программа раннего физического развития детей дошкольного возраста разработана для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста в центрах раннего физического развития.
Программа содержит средства и методы физической культуры и базовых видов спорта, позволяющие с учетом особенностей контингента решать задачи оздоровительного и развивающего характера. Физическая культура обладает бесконечным разнообразием научно обоснованных средств педагогического воздействия, которые дают возможность решать проблему интегрального подхода к оздоровлению и гармоничного развития человека, формированию культуры здорового образа жизни.
Парциальная программа раннего физического развития детей дошкольного возраста П18 / Р.Н. Терехина, Е.Н. Медведева, О.А. Двейрина, С.И. Петров, В.С. Терехин, В.В. Кожевникова; под общ. ред. Р.Н. Терехиной, Е.Н. Медведевой. – М. : ООО «Издательство «ВАРСОН», 2022. – 40 с. ISBN 978-5-98568-317-2
Рецензия от 30 августа 2022 года ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Пояснительная записка
Актуальность Программы
Детство является исключительно важным периодом, когда закладываются основы физического и психического развития и здоровья человека. За последние 10 лет количество детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий для разных возрастных ступеней. Природа изобрела механизмы защиты и самозащиты, и задача педагогов заключается в том, чтобы научить детей использовать эти природные механизмы, а с помощью специально подобранных средств можно подтолкнуть эти механизмы к работе. Огромный потенциал средств и методов физической культуры позволяет решать самые разнообразные задачи, совершенствовать функции и системы человеческого организма. Важно научить ребенка правильно ходить, бегать, прыгать, пользоваться разнообразными видами основных жизненно необходимых движений; овладеть гимнастическими и танцевальными упражнениями, разнообразными подвижными играми; сохранять правильную осанку.
Решение этой проблемы возможно при наличии программы, в которой отражены направленность занятий с детьми до поступления в школу, задачи, средства, методы, формы организации занятий, а также регламентированы объемы нагрузок. Программа представляет собой специально спроектированные и систематизированные блоки средств и методов, заложенных в основу работы и наиболее полно отвечающих возрастным особенностям детей д-школьного возраста (3–7 лет). При необходимости педагог должен адаптировать содержание программы согласно возможностям детей разных групп здоровья. Масштабирование программы по возрастным группам осуществляется в соответствии с уровнем подготовленности детей.
В процессе реализации программы дети начинают испытывать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщаться к здоровому образу жизни, знакомятся с танцевальной и музыкальной культурой. Занятия физической культурой укрепляют здоровье, дисциплинируют, воспитывают целеустремленность, волевые и другие важные качества.