Программа "От звука к букве"

Аннотация

Программа является результатом многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста. Определены: содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения данной Программы (образовательная область «Речевое развитие»). Программа имеет организационно-методическое сопровождение (ОМС), в которое включены дидактические пособия как для взрослых, так и для детей. Наличие ОМС является одним из условий эффективной реализации Программы, соответствующей ФГОС ДО.

Читать всю программу...

От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с.
Рецензия ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Протокол № 7. Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО» от 24 сентября 2019 г. (Письмо № 338/07 от 09.10.2019 г.)

 

 

 

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2—3 года) 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3—4 года)

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4—5 лет)

СТАРШАЯ ГРУППА (5—6 лет)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6—7 лет)       

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной и рекомендуемой литературы 

Читать всю программу...

Пояснительная записка

«Кто изучает новое, лелея старое, может быть учителем».

Конфуций

В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и под­ходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения с учетом возрастных возможностей и индивидуальных раз­личий детей.

Пояснительная записка

Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Фор­мирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» (далее – Про­грамма) и организационно-методическое сопровождение (ОМС) до­полнены и переработаны в свете основополагающих требований фе­дерального государственного образовательного стандарта дошкольно­го образования[1] (далее – Стандарт, ФГОС ДО).

Содержание Программы ориентировано на формирование зву­ковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обу­чения грамоте дошкольников 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

В ходе реализации Программы предусматривается совместная де­ятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-ис­следовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровож­дает ее, поддерживает.

Содержание Программы представляет одно из направлений об­разования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Использование ОМС в работе с детьми обеспечивает ком­муникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в образовательной области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхо­да и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.

Реализация Программы в ОМС предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются раз­ные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексиче­ские, грамматические и - на их основе - развитие связной речи.

Программа (ее теоретическая часть) опирается на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного обра­зовательного стандарта дошкольного образования и научно-методи­ческую литературу по данной проблеме.

В основе концептуальной идеи лежит теория А. В. Запорожца о само­ценности дошкольного периода развития: основной путь развития ре­бенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для до­школьника формами и способами деятельности, - путь амплификации.

А также:

Содержание Программы реализуется в различных видах деятель­ности - игре, общении, занятиях как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО).

Организационные формы совместной деятельности могут быть различны:

Программа может быть использована в части, формируемой уча­стниками образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей пе­дагогического коллектива; сложившихся традиций организации или группы (ФГОС ДО).

 

Цели и задачи Программы

Анализ целей и задач позволит педагогам, родителям лучше по­нять сущность Программы, ее актуальность, соответствие требова­ниям ФГОС ДО.

 

Цели Программы

 

Задачи Программы

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формирова­нию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе орга­низации разных видов деятельности (общении, игровой, познава­тельно-исследовательской).

 

При разработке Программы использовались следующие прин­ципы:

Принципы:

 

Все это позволяет обеспечить:

 

Значимые для разработки и реализации Программы харак­теристики.

Программа - результат многолетней работы автора с детьми (бо­лее 30 лет). Она является парциальной образовательной Програм­мой и решает одну из задач в области «Речевое развитие» - форми­рование аналитико-синтетической активности у детей 2-7 лет.

Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опе­реться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В Программе орга­нически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей.

Программа не является застывшим документом. На протяжении многих лет ее содержание и методическое обеспечение дополня­лись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики реализации, что позволя­ет использовать ее в настоящее время.

Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы.

Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единст­во воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методическо­го обеспечения.

Акцент в ОМС сделан на развитие познавательных действий (ана­лиз и синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т. д.).

Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самосто­ятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее. Веселые стихи, рисунки, ска­зочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.

Формирование аналитико-синтетической деятельности предпола­гает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситу­аций общения, действий (индивидуальных и коллективных), в кото­рых он принимает активное участие.

Мониторинг освоения Программы ребенком происходит на каж­дом занятии включением самоконтроля и самооценки выполненной работы с 4 лет. Ребенок, руководствуясь пояснениями взрослого, са­мостоятельно оценивает свою работу по цветовой шкале: зеленый - все задания выполнены правильно, красный - есть ошибки.

Включение самоконтроля и самооценки в деятельность ребенка способствует изменению способа его действия: он учится не только слушать задание, но и слышать его.

Результаты самоконтроля и самооценки изучаются педагогами, ро­дителями с целью оказания ребенку своевременной помощи, если это необходимо.

В конце каждого возраста в Программе имеется перечень возмож­ных достижений ребенка в формировании аналитико-синтетической активности, а также интегративных качеств, сформированных в про­цессе ее освоения:

Наличие в ОМС рабочей тетради «Диагностика готовности к чте­нию и письму детей 6-7 лет» позволяет определить уровень освое­ния ребенком Программы.

Такой подход соответствует основным положениям Программы и в конце обучения позволяет прийти к хорошему результату каждому ребенку.

Использование Программы на протяжении 20 лет педагогами Рос­сии в дошкольных организациях, лицеях, гимназиях, центрах раз­вития детей дошкольного возраста, а также родителями дает высо­кие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.

Автором создан комплект методических и наглядных пособий (24 пособия) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Данный комплект (ОМС) может использоваться педагогами в об­разовательных организациях, группах кратковременного пребыва­ния, в центрах развития детей, родителями дома - полностью или частично, в зависимости от конкретных условий.

Наличие ОМС создает условия для оптимального сочетания индиви­дуальной и совместной деятельности детей и обучающего взрослого.

Комплект создан с учетом взаимосвязи различных речевых задач (фонетических, лексических, грамматических и - на их основе - развития связной речи и т. д.) и интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художест­венно-эстетическое развитие).

В начале 90-х годов произошел переход в обучении детей от учебно-дисциплинарной модели к модели развивающего обуче­ния, переход к вариативности обучения. В этой связи и началась работа автора по созданию Программы и ее организационно-­методическое сопровождение. Работа продолжается и в настоящее время. Результат этой работы - 24 пособия, по которым успешно обучается каждый пятый ребенок в России.

Формирование аналитико-синтетической активности как пред­посылки обучения грамоте входит в область «Речевое развитие» (ФГОС ДО).

Наличие Программы, УМК создает условия для выполнения тре­бований Стандарта к условиям ее реализации, а именно:

В Программе используется системный, комплексный, теоретиче­ский, личностный и деятельностный подходы к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребен­ком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход предполагает взаимодействие разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики).

Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе процесс обучения детей грамоте рассма­тривается в свете концепции развития целостной личности с учетом психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

При деятельностном подходе ребенок воспринимается как субъект разнообразных видов деятельности, ведущей из которых является игра. В игре, игровой ситуации формируются познава­тельные процессы, потребности, интересы и происходит становле­ние личностной готовности детей к школе.

Л. А. Венгер утверждал, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуаци­ях, осознанно относиться к собственной деятельности.

Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка и зависит от степени подготовленности дошкольников.

Программа - не статичный документ, а весьма подвижный меха­низм в организации работы с детьми каждой возрастной группы.

На основе психолого-педагогических задач были сформулированы и структурированы задачи программы «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»: сформировать у детей первоначаль­ные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся:

Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу и на этой осно­ве впоследствии обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит дошкольников к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового отношения к язы­ку, сознательного оперирования им, что является важной предпосыл­кой успешного школьного обучения.

Содержание и объем Программы отбирались и перерабатывались с учетом многих факторов.

  1. Сохранение традиций, когда педагог:
  1. Включение современных подходов к формированию аналитико-синтетической активности у детей дошкольного воз­раста, которые предполагают:

Научные исследования педагогического опыта (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, О. С. Ушакова) убедительно доказали, что рационально организованное обучение дошкольников обеспечивает их умствен­ное развитие.

Под рационально организованным обучением понимается свое­временное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение. При этом авторы подчеркивают важность педагогического руко­водства со стороны взрослого.

  1. Возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.

В Программе реализуются положения Л. С. Выготского о том что:

А также концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, кото­рые рассматриваются им как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников образ­ных средств решения задач.

Поэтому в технологии реализации Программы большое место от­водится решению специально подобранных усложняющихся задач и упражнений.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Целевые ориентиры представляют собой социально-норматив­ные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начально­го общего школьного образования.

Ребенок:

На основании целевых ориентиров разрабатываются планируемые результаты освоения Программы. Они конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Планируемые результаты освоения Программы имеются в конце каж­дого возрастного этапа обучения и представляют собой ориентиры для деятельности взрослых, направленной на достижение установ­ленной образовательной цели.

Планируемых результатов можно достигнуть при тесном сотрудни­честве педагогов и родителей, которые:

 

[1] Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384.

Читать всю программу...