Программа "От звука к букве"
Аннотация
Программа является результатом многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста. Определены: содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения данной Программы (образовательная область «Речевое развитие»). Программа имеет организационно-методическое сопровождение (ОМС), в которое включены дидактические пособия как для взрослых, так и для детей. Наличие ОМС является одним из условий эффективной реализации Программы, соответствующей ФГОС ДО.
От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с.
Рецензия ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Протокол № 7. Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО» от 24 сентября 2019 г. (Письмо № 338/07 от 09.10.2019 г.)
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2—3 года)
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3—4 года)
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4—5 лет)
СТАРШАЯ ГРУППА (5—6 лет)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6—7 лет)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной и рекомендуемой литературы
Пояснительная записка
«Кто изучает новое, лелея старое, может быть учителем».
Конфуций
В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.
Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» (далее – Программа) и организационно-методическое сопровождение (ОМС) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования[1] (далее – Стандарт, ФГОС ДО).
Содержание Программы ориентировано на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-исследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Использование ОМС в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в образовательной области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Реализация Программы в ОМС предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические и - на их основе - развитие связной речи.
Программа (ее теоретическая часть) опирается на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.
В основе концептуальной идеи лежит теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
А также:
- исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др.), которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности;
- положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;
- психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.
Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности - игре, общении, занятиях как сквозных механизмах развития ребенка (ФГОС ДО).
Организационные формы совместной деятельности могут быть различны:
- занятия по формированию аналитико-синтетической активности, для проведения которых имеется ОМС (организационно-методическое сопровождение);
- режимные моменты (дежурство, прогулка, игра, наблюдения и т. д.), во время которых используются знания, полученные на занятиях);
- самостоятельная деятельность детей, для которой взрослые создают необходимые условия, сопровождают ее, поддерживают и направляют.
Программа может быть использована в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива; сложившихся традиций организации или группы (ФГОС ДО).
Цели и задачи Программы
Анализ целей и задач позволит педагогам, родителям лучше понять сущность Программы, ее актуальность, соответствие требованиям ФГОС ДО.
Цели Программы
- Раскрытие основных направлений речевого развития детей 2-7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 2-7 лет.
- Создание благоприятных условий для формирования аналитикосинтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
- Формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению.
- Введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.
Задачи Программы
- Развитие потребности активно мыслить.
- Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
- Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
- Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
- Развитие логических форм мышления.
- Формирование предпосылок учебной деятельности.
- Формирование инициативности, самостоятельности.
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения.
- Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).
- Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
- Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
- Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской).
При разработке Программы использовались следующие принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего образования;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- принцип активности и самостоятельности;
- принцип полноты, необходимости и достаточности;
- принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.;
- принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.
Принципы:
- создания условий для самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействия с семьей по реализации Программы;
- обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
- поддержки индивидуальности и инициативы детей;
- создания условий для принятия детьми решений;
- развития умения работать в группе сверстников;
- построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
- личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
- реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
- возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
- построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
- признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Все это позволяет обеспечить:
- равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
- преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
- развитие познавательной деятельности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре, занятиях);
- формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС ДО);
- повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Программа - результат многолетней работы автора с детьми (более 30 лет). Она является парциальной образовательной Программой и решает одну из задач в области «Речевое развитие» - формирование аналитико-синтетической активности у детей 2-7 лет.
Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В Программе органически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей.
Программа не является застывшим документом. На протяжении многих лет ее содержание и методическое обеспечение дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики реализации, что позволяет использовать ее в настоящее время.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы.
Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.
Акцент в ОМС сделан на развитие познавательных действий (анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т. д.).
Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее. Веселые стихи, рисунки, сказочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.
Формирование аналитико-синтетической деятельности предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он принимает активное участие.
Мониторинг освоения Программы ребенком происходит на каждом занятии включением самоконтроля и самооценки выполненной работы с 4 лет. Ребенок, руководствуясь пояснениями взрослого, самостоятельно оценивает свою работу по цветовой шкале: зеленый - все задания выполнены правильно, красный - есть ошибки.
Включение самоконтроля и самооценки в деятельность ребенка способствует изменению способа его действия: он учится не только слушать задание, но и слышать его.
Результаты самоконтроля и самооценки изучаются педагогами, родителями с целью оказания ребенку своевременной помощи, если это необходимо.
В конце каждого возраста в Программе имеется перечень возможных достижений ребенка в формировании аналитико-синтетической активности, а также интегративных качеств, сформированных в процессе ее освоения:
- любознателен, активен;
- эмоционально отзывчив;
- овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способен управлять своим поведением;
- умеет планировать свои действия;
- способен решать предложенные задачи, адекватные возрасту;
- овладел универсальными предпосылками учебных действий;
- овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Наличие в ОМС рабочей тетради «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» позволяет определить уровень освоения ребенком Программы.
Такой подход соответствует основным положениям Программы и в конце обучения позволяет прийти к хорошему результату каждому ребенку.
Использование Программы на протяжении 20 лет педагогами России в дошкольных организациях, лицеях, гимназиях, центрах развития детей дошкольного возраста, а также родителями дает высокие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.
Автором создан комплект методических и наглядных пособий (24 пособия) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Данный комплект (ОМС) может использоваться педагогами в образовательных организациях, группах кратковременного пребывания, в центрах развития детей, родителями дома - полностью или частично, в зависимости от конкретных условий.
Наличие ОМС создает условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей и обучающего взрослого.
Комплект создан с учетом взаимосвязи различных речевых задач (фонетических, лексических, грамматических и - на их основе - развития связной речи и т. д.) и интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие).
В начале 90-х годов произошел переход в обучении детей от учебно-дисциплинарной модели к модели развивающего обучения, переход к вариативности обучения. В этой связи и началась работа автора по созданию Программы и ее организационно-методическое сопровождение. Работа продолжается и в настоящее время. Результат этой работы - 24 пособия, по которым успешно обучается каждый пятый ребенок в России.
Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте входит в область «Речевое развитие» (ФГОС ДО).
Наличие Программы, УМК создает условия для выполнения требований Стандарта к условиям ее реализации, а именно:
- учебно-методической поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей);
- организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы;
- взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления речевого развития каждого ребенка;
- создания равных условий речевого развития вне зависимости от проживания.
В Программе используется системный, комплексный, теоретический, личностный и деятельностный подходы к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход предполагает взаимодействие разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики).
Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе процесс обучения детей грамоте рассматривается в свете концепции развития целостной личности с учетом психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
При деятельностном подходе ребенок воспринимается как субъект разнообразных видов деятельности, ведущей из которых является игра. В игре, игровой ситуации формируются познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.
Л. А. Венгер утверждал, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка и зависит от степени подготовленности дошкольников.
Программа - не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми каждой возрастной группы.
На основе психолого-педагогических задач были сформулированы и структурированы задачи программы «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»: сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся:
- со звучащим словом, его протяженностью;
- овладевают способами интонационного выделения звука в слове;
- называют слова с заданным звуком;
- знакомятся со слогом, слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги;
- усваивают смыслоразличительную функцию звука;
- знакомятся с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными и т. д.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу и на этой основе впоследствии обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит дошкольников к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.
Содержание и объем Программы отбирались и перерабатывались с учетом многих факторов.
- Сохранение традиций, когда педагог:
- ведет и направляет детей к освоению содержания Программы;
- оказывает комплексное воздействие на речевое развитие ребенка;
- при отборе содержания использует опыт работы с детьми, отбирает наиболее продуктивные подходы к формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей 2-7 лет;
- имеет план работы с подробным описанием учебно-воспитательных мероприятий, задающих траекторию личностного и познавательного развития, который реализуется через предметность содержания занятия, его структуру (актуализацию знаний, через систему учебно-игровых заданий, иллюстрации, самоконтроль и самооценку выполненной работы);
- имеет диагностику, с помощью которой проверяются достижения ребенка в области речевого развития.
- Включение современных подходов к формированию аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста, которые предполагают:
- развивающую направленность через применение специально подобранных игровых задач, с целью усвоения программных задач;
- формирование основ словесно-логического мышления;
- развитие способности классифицировать, обобщать речевой материал (слова, звуки, предложения и т. д.);
- ознакомление с моделированием (слоговой и звуковой структуры слова);
- введение детей в мир слов, звуков;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- развитие любознательности, активности, способности решать интеллектуальные задачи, проблемы (адекватные возрасту);
- развитие интереса и способностей к чтению.
Научные исследования педагогического опыта (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, О. С. Ушакова) убедительно доказали, что рационально организованное обучение дошкольников обеспечивает их умственное развитие.
Под рационально организованным обучением понимается своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение. При этом авторы подчеркивают важность педагогического руководства со стороны взрослого.
- Возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста.
В Программе реализуются положения Л. С. Выготского о том что:
- личность ребенка - это «сплав аффекта и интеллекта». Поэтому общение на занятиях с ребенком строится на высоком уровне эмоционального комфорта (эмоции взрослого: радость, удивление, доброжелательность и т. д., а также веселые рисунки, стихи и т. д.);
- обучение осуществляется только в реальной деятельности самого ребенка, поэтому основной метод обучения - метод практических заданий (упражнений), проблемно-поисковый метод;
А также концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые рассматриваются им как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников образных средств решения задач.
Поэтому в технологии реализации Программы большое место отводится решению специально подобранных усложняющихся задач и упражнений.
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования.
Ребенок:
- проявляет инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- выражает свои мысли;
- проявляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно-следственными связями;
- обладает элементарными представлениями в области речевого развития;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания, умения и навыки;
- обладает элементарными представлениями из области «Речевое развитие».
На основании целевых ориентиров разрабатываются планируемые результаты освоения Программы. Они конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Планируемые результаты освоения Программы имеются в конце каждого возрастного этапа обучения и представляют собой ориентиры для деятельности взрослых, направленной на достижение установленной образовательной цели.
Планируемых результатов можно достигнуть при тесном сотрудничестве педагогов и родителей, которые:
- осознают, что только вместе они смогут помочь ребенку в решении поставленных задач;
- понимают, что ребенок - уникальная личность и ее необходимо ценить, поддерживать, развивать;
- дают понять ребенку, что взрослые всегда готовы прийти ему на помощь, если это потребуется;
- учитывают его интересы, способности и трудности, которые у него возникают в процессе образовательной деятельности;
- проникаются интересом к творчеству ребенка (подбор слов похожих по звучанию, называние слов с заданным звуком и т. д.);
- активны в создании развивающей среды;
- проявляют внимание, деликатность, терпимость, если у ребенка не все получается;
- изучают Программу и комплект пособий, обсуждают их содержание и роль каждого в ее реализации.
[1] Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384.